Бизнес-план - это документ,
который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все
проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения
этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете
отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли
оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?
Очень
важно сделать это именно на бумаге в соответствии с определенными требованиями
и провести специальные расчеты - это помогает увидеть будущие проблемы и
понять, преодолимы ли они и где надо заранее "подстелить соломку". Личное участие руководителя в составлении
бизнес-плана настолько велико, что многие зарубежные банки и инвестиционные
фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если
становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен
консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал. Включаясь в работу
лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и
сам замысел, и себя.
Бизнес-планы составляют обычно по следующим
причинам:
1. Для внешнего использования. Чтобы
представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам.
2. Для внутреннего пользования. Здесь
дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план
используется постоянно как инструмент управления.
Вы можете достигнуть существенных
преимуществ, если начнете с бизнес-плана для внутреннего использования. В
процессе его написания вы будете рассматривать многие вопросы, которые,
возможно, никогда не будут записаны во внешнем. Однако, инвесторы наверняка
зададут подобные вопросы, чтобы "почувствовать" серьезность
проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном
положении.
Например,
может выясниться, что не был проработан вопрос о том, действительно ли нужен
инвестор или лучше сконцентрироваться на увеличении производительности. Попытка
привлечь инвестора может быть шано м, основанным на восприятии его как Деда
Мороза, а не хорошо обдуманным стратегическим решением.
Когда
в конечном счете Вы поймете, что могли бы выжить и преуспеть и без того, чтобы
отдавать 30% доходов инвестору, Вы будете чувствовать себя обманутым и
эксплуатируемым, а инвестор не будет понимать в чем проблема. Все варианты и стратегия развития должны
быть проработаны заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если
привлечение инвестора окажется оправданным, тогда и инвестор, и фирма будут
иметь твердую основу для сделки. Таким образом, составление в первую очередь
внутренне ориентированного бизнес-плана - в интересах обеих сторон.
Большой
грех в бизнесе - обман самого себя. А бизнес-план, составленный только для
внешнего пользования, часто приукрашивает реальность. Вера в собственную
пропаганду может оказаться разрушающим фактором.
Итак,
назначение бизнес плана в том, что он помогает предпринимателям решать
следующие задачи:
1. Изучить емкость и перспективность
развития будущего рынка сбыта;
2. Оценить затраты для производства нужной
рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои
товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела;
3. Обнаружить всевозможные
"подводные" камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;
4. Определить те показатели, по котрым можно
будет регулярно контролировать состояние дел.
Стоит
особо сказать, что бизнес-план обычно пишется на перспективу и составлять его
следует примерно на 3 года вперед, при этом для первого года основные показатели
следует делать в месячной разбивке, для второго - поквартально и лишь начиная с
3го года следует ограничиться годовыми показателями.
К
сожалению, такое планирование в условиях нашей экономики пока не представляется
возможным, поскольку экономическая ситуация очень быстро меняется. Планирование
на промежуточном времени более года будет заведомо ошибочным. Многие сейчас ограничиваются
написанием плана на год.
|